Платежные системы China UnionPay и JCB воспользовались ситуацией и начали активные переговоры с банками о начале эквайринга. До конца года к обслуживанию карт этих платежных систем могут приступить Бинбанк и Газпромбанк, Альфа-банк и ВТБ24 планируют расширить сотрудничество, а Промсвязьбанк намерен запустить эквайринг этих карт в первой половине следующего года. Их активную эмиссию на российском рынке можно ожидать через два-три года. China UnionPay и JCB наступают О том, что китайская и японская платежные системы в последнее время особенно энергично строили партнерские отношения с российскими банками, РБК, China UnionPay также вела переговоры со Сбербанком и Газпромбанком. Эти два банка не смогли предоставить комментарий на момент сдачи статьи. По словам участников рынка, от начала переговоров до начала эквайринга обычно проходит полгода. «Проекты, которые уже давно ведутся, могут быть реализованы уже осенью. Тогда же могут появиться первые карточки. Мне кажется, это в первую очередь будет Газпромбанк», — предположил банкир, который попросил не называть его имени. «Их (China UnionPay и JCB. — РБК) сегодняшний интерес лежит больше в плоскости развития эквайринга, тем не менее эмиссионная составляющая будет активно набирать обороты. Для полноценного выхода на эмиссионный рынок им потребуется не более 1,5—2 лет», — отметил зампредправления Московского кредитного банка Алексей Косяков. Один из банкиров заметил, что некоторые банки (например, «Русский стандарт» и ВТБ24) осуществляют эквайринг China UnionPay уже давно, но эмиссия карт этой платежной системы прежде была нецелесообразна. Эмиссия через два-три года «С выходом новой платежной системы появляется вопрос курицы и яйца. Эмиссию не имеет смысла разворачивать, пока нет сети приема, а сеть приема не имеет смысла строить, пока нет эмиссии. Я думаю, большинство банков высказало, что делать эмиссию China UnionPay и JCB не имеет смысла, так как достаточной инфраструктуры у них в России нет. Платежные системы это достаточно быстро поняли и начали наращивать свою инфраструктуру по приему карт. Учитывая, что банки уже понесли основные расходы, купив банкоматы и терминалы, для платежной системы инвестиции по выходу на рынок трехкопеечные», — рассказал топ-менеджер одного из крупнейших банков эквайеров. После того как инфраструктура China UnionPay и JCB будет хоть как‑то сопоставима с нынешней инфраструктурой основных игроков — Visa и MasterCard, уже можно будет обсуждать экономическую целесообразность эмиссии карт китайской и японской платежных систем, считает он. «Когда это произойдет, зависит от огромного количества факторов. Если политические факторы будут способствовать развитию партнерства с иностранными платежными системами помимо западных, то на построение инфраструктуры потребуется два-три года, чтобы со всеми интегрироваться, чтобы большинство игроков начало с ними работать, наладить операционное взаимодействие, «раскатать» по всем терминалам и банкоматам», — добавил банкир. По словам одного из банкиров, на организацию эмиссии требуется больше времени, чем на организацию эквайринга, — в среднем 5—8 месяцев. Эквайринг карт China UnionPay на территории России в настоящее время осуществляют 19 банков, свидетельствует информация с официального сайта платежной системы. В том числе карты принимаются в банкоматах Ситибанка, ВТБ24, Росбанка, банка «Русский стандарт», МТС-банка. Эмиссию карт UnionPay осуществляет МТС-банк, причем только для Дальневосточного региона, а также только для своих сотрудников выпускает эти карты банк «Восточный экспресс». Карты JCB в России пока вообще не выпускаются. Их эквайринг здесь уже осуществляют «Русский стандарт», Росбанк и частично Альфа-банк.
|